Частой проблемой современных ноутбуков является ненадежность чипов, установленных на материнской плате. Обычно под ними подразумеваются северный и южный мосты, которые, в свою очередь, выполняют важнейшие функции аппаратуры. Первый связывает устройства с высокими требованиями к пропускной способности – это микропроцессор, оперативная память и видеоадаптер. Второй отвечает за работу сетевых адаптеров – мыши, клавиатуры и прочей периферии.
В сегодняшней статье мы опустим разговоры про южный мост и остановимся на северном. Поговорим об основных признаках, указывающих на его неисправность, немного затронем строение, а в конце продемонстрируем полноценный реболлинг северного моста.
Основные причины и признаки неисправности северного моста
Микросхема северного моста установлена на материнской плате и запаяна с помощью нескольких сотен шариков из припоя (BGA). Специфика данного типа соединения в том, что выводы (контакты) расположены на нижней плоскости элемента и представляют собой плоские контакты, на которые нанесен припой в форме полусферы.
Сам чип моста работает на высоких тактовых частотах и имеет высокую степень интеграции, поэтому во время работы он выделяет достаточно много тепла. Вследствие этого система охлаждения не всегда справляется с таким напором нагрева, что приводит к сокращению срока службы устройства. Таким образом, частой поломкой северного моста является банальный перегрев.
Если северный мост перестал работать, то об этом могут говорить следующие признаки:
- Не происходит никакой реакции при нажатии на кнопку включения — индикаторы загораются, но ноутбук не загружается, отсутствует картинка.
- Автоматическое отключение ноутбука после запуска системы.
- Происходит самопроизвольная перезагрузка системы – тут стоит быть внимательным, потому как причиной этому могут быть вирусные и вредоносные программы.
- Появление «экрана смерти» – голубой экран во время загрузки ноутбука, заполненный множеством белых символов.
Решением проблемы является починка северного моста, которая зачастую требует помощи профессиональных мастеров. Но если взглянуть на прайс даже самых дешевых сервисных центров, цена за данную работу может достигать 10 тысяч рублей. Не каждому посильна такая стоимость, поэтому часть пользователей пытается выполнить починку самостоятельно. Однако незнание некоторых основ может привести к наихудшему результату.
Во-первых, стоит учитывать тот фактор, что если чип полностью сгорел, то привести его в «живое» состояние уже не получится. А вот если произошли нарушения пайки, то можно произвести специальную процедуру, именуемую как «реболлинг». В следующем разделе мы разберем основные принципы реболлинга и приступим уже непосредственно к реинкарнации северного моста.
Восстановление северного моста
Часто в компьютерной терминологии оперирует слово реболлинг (от англ. Reballing) – это процесс восстановления шариковых выводов электронных BGA-компонентов. Для того чтобы его произвести, нам потребуются следующие вещи:
- Флюс.
- Изопропиловый спирт.
- Шарики припоя размером 0,45 мм.
- Станок-держатель.
- Паяльник.
- Оплетка для снятия припоя.
- Трафарет BGA.
Набор инструментов приготовили, теперь переходим к процессу реболлинга северного моста. Выполняем для этого следующее:
- Первым делом снимаем старый припой с северного моста – для этого наносим флюс и собираем припой с помощью паяльника.
- Далее проходимся паяльником вместе с оплеткой.
- Очищаем с помощью изопропилового спирта остатки припоя.
- Далее припаиваем в двух углах по одному шарику для наилучшей фиксации трафарета.
- Наносим совсем немного флюса. Следим за тем, чтобы он не выходил за края.
- Следующим шагом прикладываем трафарет к чипу и зажимаем его на станке-держателе.
- Используем шары необходимого размера и равномерно рассыпаем их на чипе.
- Далее берем фен и включаем его на 350 градусов, затем с помощью него постепенно прогреваем трафарет.
- По окончании процесса ждем, пока трафарет немного остынет, и снимаем его с чипа.
На этом наша статья подходит к концу. По окончании процесса реболлинга убедитесь еще раз, что все шарики припоя на своих местах. Стоит также знать, что если трафарет полностью остынет, то снять его будет не так просто без подручных средств.